Профилактика челюстных аномалий

Вниманию молодых мам!
На сегодняшний день отмечена большая частота выявления различных патологий прикуса и неправильного положения зубов. Какова причина возникновения таких патологий и возможно ли их своевременное выявление и профилактика?
Профилактику зубочелюстных аномалий нужно проводить с момента решения родителей «стать родителями». Но прежде, чем начинать мероприятия по предупреждению развития патологий зубочелюстной системы, нужно чётко определить причины «кривых» зубов и меры их предупреждения или устранения  по периодам детства.
1. Внутриутробный период- период беременности

  • наследственное предрасположение  зубочелюстных аномалий
  • механические (травма, ушиб беременной женщины, неправильное предлежание плода);
  • химические (алкоголизм и курение будущих родителей);
  • профессиональные вредности будущей мамы;
  • биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной, особенно опасны для плода возбудители туберкулеза, сифилиса, возбудитель коревой краснухи, эпидемического паротита, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз);
  • психические (неблагоприятное влияние на развитие ребенка оказывают стрессовые ситуации у матери в первом триместре беременности);
  • радиационные факторы (рентгеновское облучение, связанное с профессиональными вредностями или пребывание беременной в районах с повышенным уровнем радиации).

Какие меры профилактики проводятся у беременных?

  1. Медико-генетическое консультирование будущих родителей с целью степени генетического риска рождения ребенка с той или иной врожденной патологией челюстно-лицевой области при наличии ее у близких родственников.
  2. Организация рационального режима труда, отдыха, питания беременной-женщины. Проведение санитарно-просветительной работы среди них, практика Школ будущих мам, пропаганда незаменимости и преимущества грудного вскармливания. Необходимо добиться понимания каждой женщиной важности обращения к детскому стоматологу на первом году жизни ребенка, для раннего выявления факторов формирования зубочелюстных аномалий.

Следующий важный период в формировании зубочелюстной системы – это, первый год жизни ребёнка. О важности и незаменимости Естественного грудного вскармливания сказано очень много,  акт сосания груди является мощным стимулятором для роста костной ткани. При сосании нижняя челюсть изменяет положение в передне - заднем направлении за счет сокращения мышц. Мышцы сухожилиями вплетаясь в надкостницу передают давление костным балкам и кровеносным сосудам, питающим их. В результате, зоны роста получают импульс с достаточным питанием кровеносных сосудов - так происходит физиологический процесс роста челюстных костей. В период вскармливания язык ребенка, придавливая сосок груди матери к небу, оказывает давление и обеспечивает рост и увеличение в объеме верхней челюсти;
если по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно, то искусственное - нужно максимально приблизить к естественному. Соска на бутылочке должна имитировать по форме сосок груди матери, быть соответственно эластичной, упругой, иметь три маленьких отверстия, которые следует делать раскаленной иглой. Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность "гимнастики" во время сосания приводит к недоразвитию нижней челюсти. При кормлении нужно держать ребенка под углом, как при грудном вскармливании. Бутылочку располагают также под углом, чтобы она не давила на нижнюю челюсть малыша;

  • профилактика рахита должна проводиться врачами - педиатрами в зависимости от стадии заболевания (назначение профилактической или лечебной дозы витамина"Д");
  • своевременное удлинение укороченной уздечки языка;
  • регламентированное пользование соской-"пустышкой" - не более 15-20 минут после еды, если полученная порция пищи не вызвала удовлетворения сосательного рефлекса и ребенок ведет себя неспокойно. Соску-"пустышку" дают также на период засыпания ребенка. Во время сна, бодрствования - пользование соской-"пустышкой" не рекомендуется.
  • у ребёнка должно быть только носовое дыхание. В покое губы должны быть сомкнуты, крылья носа  не напряжены. Носовые ходы необходимо очищать от корочек и слизи, следить за общим состоянием малыша, своевременно обращаться за помощью к врачу педиатру при затрудненном носовом дыхании.

С момента появления первых молочных зубов – т.е. в период формирования молочного прикуса необходимо обратить на:

  • вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски);
  • рахит
  • отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи - "лень жевания";
  • затрудненное носовое дыхание, дыхание ртом
  • язык в покое располагается между зубами.

Следовательно, и профилактические мероприятия должны быть направлены на устранение данных факторов.
Необходимо следить за правильным дыханием и настойчиво приучать ребенка дышать носом; если во время бодрствования и сна преобладает дыхание через рот, то следует проконсультироваться с оториноларингологом для исключения заболеваний носоглотки. Если рот ребенка постоянно открыт, то для активации круговой мышцы рта можно проводить массаж.
Ребенок не должен спать, подложив под щеку руку, кулачок, это - может вызвать искривление челюстей. Если подбородок у ребенка выдается вперед, нижние зубы перекрывают верхние - это результат того, что во время сна подбородок прижат к груди. Вредно спать с запрокинутой головой, такое положение задерживает развитие и рост нижней челюсти. Нормальная поза во время сна -   на спине или на боку (попеременно на правом и левом), с закрытым ртом;

  • использование профилактических ортодонтических аппаратов с заслонкой для языка с целью предотвращения неправильного положения последнего;
  • педиатрическая коррекция рахита;
  • с 1-го года жизни ребенка необходимо включать в рацион жесткий компонент пищи;
  • пластика уздечки языка с целью правильного формирования функции речи;
  • формирование навыков по гигиене полости рта.

Наиболее часто встречающаяся причина – это дыхание ртом. А каков механизм влияния ротового дыхания на развитие аномалий зубов и челюстей? нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномалий - открытого, прогенического, глубокого, прогнатического прикусов и аномалий зубного ряда. Нарушение данной функции бывает связано с инфантильным способом глотания с несмыканием губ. Этим взаимосочетанием и определяются его клинические признаки: рот полуоткрыт, корень языка смещен назад и вниз, что изменяет профиль лица ребенка - проявляется "двойной подбородок". При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.
При ротовом дыхании изменяется форма верхней челюсти, она суживается в боковых отделах в результате неправильного положения языка и давления щек. Одновременно с сужением челюсти, изменяется форма носовых ходов, искривляется носовая перегородка, а эти деформации в свою очередь поддерживают ротовое дыхание – создаётся «порочный круг».
Ещё одна функция зубочелюстной системы – функция глотания – напрямую влияет на формирование зубочелюстной системы. Нарушение этой функци проявляется тем, что в начальный момент глотания язык занимает межзубное положение и упирается во внутреннюю поверхность одной или обеих губ, что приводит к значительному напряжению тканей в окружности ротовой щели - "симптом наперстка".
В норме процесс глотания претерпевает изменения от рождения до формирования молочного прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык располагается между десневыми валиками и преимущественно, бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе. С появлением первых молочных зубов возникает перестройка процесса глотания в стадии "отправного толчка", при этом кончик языка отталкивается уже от появившихся зубов. С установлением полного молочного прикуса в возрасте 2,5 лет у ребенка в норме заканчивается преобразование инфантильного способа глотания в соматический.
При нормальном (соматическом) способе глотания губы сложены спокойно, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами.
При неправильном (инфантильном) способе глотания зубы не сжаты, и кончик языка контактирует для "отправного толчка" с нижней губой. При сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, подбородок приобретает вид "наперстка", иногда наблюдается сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи вперед для облегчения проглатывания;
Ну и, наконец, какие факторы развития неправильного прикуса можно выявить у детей в возрасте 3-6 лет?
Прежде всего, нужно отметить, что это период - сформированного молочного прикуса и период подготовки к смене зубов. Кроме вышесказанных функций дыхания и глотания, в этом возрасте важную роль играет функция жевания. Со времени появления первых зубов и до конца формирования молочного прикуса, эта функция начинает активно влиять на развитие челюстных костей у ребёнка.
Нарушение функции жевания - является активным фактором формирования открытого, перекрестного, мезиального и других видов патологического прикуса. Наблюдается в различных вариантах:

  1. Вялое жевание - жевание, при котором ребенок медленно и долго разжевывает пищу, не развивая доступных усилий и запивая ее, либо вообще отказывается от твёрдой пищи, мяса, предпочитает хлебный мякиш вместо корочки.  Причинами такого жевания могут быть: ротовое дыхание, несвоевременное включение в рацион жесткой пищи, тяжелые соматические и инфекционные заболевания, длительное кормление ребенка с помощью соски-рожка, кариозное поражение зубов.
  2. Привычка жевать пищу на одной стороне. Наблюдается при раннем разрушении и удалении жевательных зубов на одной стороне, наличии зубов с осложненным кариесом, неравномерной стираемости временных зубов, после травмы челюстей.
  3. Привычка жевать передними зубами. Возникает после ранней утраты жевательных зубов или разрушения их вследствие кариеса, при патологическом стирании зубов со снижением высоты прикуса, врожденной множественной адентии.
  • Нарушение функции речи - для определения взаимосвязи данной функции и аномалий прикуса выявляются нарушения не только в произношении отдельных звуков, но также и в артикуляции, в частности в межзубном положении языка;
  • Нарушение физиологического стирания молочных зубов. Стираемость временных зубов - физиологический процесс, обусловленный с одной стороны, возникающими функциональными нагрузками в связи с развитием активной функции жевания, а с другой - изменением структуры и свойств эмали временных зубов, вызванных резорбцией их корней. Первые признаки физиологического стирания появляются на резцах в 3-х летнем возрасте, к 4-5 годам оно распространяется на клыки и моляры. Благодаря стиранию бугорков временных зубов обеспечивается плавное скольжение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему, создаются оптимальные условия для полноценного жевания и формирования правильного прикуса.

В этот возрастной период актуальны такие профилактические мероприятия, как:

  1. Консультация и лечение ребенка у педиатра, ЛОР - специалиста при наличии заболеваний органов дыхания;
  2. Консультация специалиста ЛФК и назначение комплекса дыхательных упражнений;
  3. Назначение массажа крыльев носа;
  4. Изготовление головной шапочки и поддерживающей нижнечелюстной повязки, для пользования в ночное время, при наличии привычки спать с открытым ртом.
  5. Лечение ребенка у логопеда для нормализации правильного глотания. Обучение ребенка правильной методике глотания с соблюдением основных правил: губы и зубы сомкнуты, мышцы лица и шеи максимально расслаблены, кончик языка прижат к переднему участку неба.
  6. Профилактика нарушений функции жевания заключается в проведении разъяснительной работы с родителями и персоналом дошкольных учреждений о необходимости и полезности включения в рацион ребенка жесткой пищи, своевременное устранение вредной привычки, изъятие соски.
  7. Важное значение имеет: качественное лечение временных зубов и своевременное их возмещение, в случаях ранней утраты, сошлифовывание нестершихся бугорков временных зубов.

Все вышеуказанные периоды развития ребёнка - это периоды активного роста челюстей, связанные с формированием молочного прикуса,  В которых определяются клинические признаки основных этиологических факторов, относящихся к функциональным нарушениям и способствующих развитию зубочелюстных аномалий.
В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются уже сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения. Поэтому определение активно действующих причин и их устранение уже не могут иметь профилактической направленности.
Дорогие родители, от Вас зависит будущее здоровье ребёнка, в частности здоровье зубочелюстной системы и психологический климат будущего успешного гражданина нашей страны.
С наилучшими пожеланиями, Ваш Врач - ортодонт